Вентиляция автомойки: принципы устройства и требования


Системы вентиляции на автомойках

Одним из основных агрегатов необходимых в работе станции технического обслуживания автотранспорта является вентиляция автомойки, без нее организация правильной и безопасной работы невозможна. Уже на стадии проектирования такого помещения, нужно предусмотреть места монтажа вентиляционной системы и рассчитать ее мощность исходя из пропускной способности СТО и объема циркуляционного воздуха.

Вентиляция в моечном помещении исполняет следующие задачи:

  • Обеспечение поступления атмосферного кислорода в рабочий бокс и другие помещения.
  • Фильтрация от вредных примесей грязи, пыли и удаление воздуха за пределы здания.
  • Понижение температуры выбрасываемого газа для избегания выработки конденсата.
  • Обогрев внутреннего помещения с использованием нагревательного элемента.
  • Разбавление полученных в процессе работы химических паров и влажности до безопасной для персонала концентрации.

Для выполнения указанных функций, монтируемая вентиляционная система должна строиться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к таким видам сооружений. Порядок расчета и проектирования вентиляции осуществляется в следующем порядке:

  1. Исходя из пропускной способности автомойки, рассчитывается ориентировочный расход воды в час, опираясь на этот показатель можно вычислить объем возникающих химических паров.
  2. Далее определяется количество необходимого для понижения вредной концентрации и влажности, приточного воздуха и соответствующее для его подачи оборудование.
  3. Затем подбираются необходимые приборы для вытяжной системы, которые будут удалять образовавшийся пар с примесями, разбавленный приточным кислородом.
  4. Исходя из всех параметров, рассчитывается диаметр канала для подачи и удаления нужного объема воздуха.

Приточный воздух следует подавать только в «чистую» зону. Вытяжка должна быть сосредоточенной из верхней части помещения, причем из «грязной» зоны в пропорции — 2/3, а из «чистой» — 1/3 объема отработанного воздуха.

Часовая кратность воздуха в «грязной» зоне помещений мойки должна составлять не менее 10.

При расчете потоков, разница между нагнетающим воздухом и выбрасываемым должна составлять 20% в пользу последнего. Это обусловлено тем, что в процессе мойки автомобиля будут образовываться дополнительные примеси в виде пара, пыли и химических производных, которые и восполнят разницу между воздухообменом и получится равнозначное поступление и удаление воздушных масс.

Проектирование вентиляции должно выполняться в соответствии с ОНТП 01-91, ВСН 01-89 и СНиП 2.04.05-91.

Виды и используемое оборудование

В зависимости от назначения и исполняемых функций, вентиляция автомоек бывает нескольких видов:

1. Приточно – вытяжная система, является самой простой конструкцией и выполняет узкий круг задач. Она не имеет сложных приборов контроля и учета, состоит из нагнетательного и вытяжного агрегатов, каналов для транспортировки паров и клапанов для направления движения. Чаще всего используется в автомойках с небольшой производительностью и в широтах с теплым климатом.

Приточно-вытяжная система

2. Вентиляция со встроенным фильтрующим элементом, устройством для удаления конденсата и осушения влажного воздуха, используется в помещениях, где мойка машин происходит с применением парогенератора.

3. Комбинированная система, в нее входят все функции одновременно. Такая вентиляция считается самой современной, она способна выполнять задачи по очистке и осушению удаляемого кислорода, подогрева и охлаждения приточного и вытяжного воздуха, обогрев помещения с помощью калориферной установки. Чаще всего она применяется в холодное время года, для устранения температурной разницы между поступающим и выбрасываемым воздухом.

Существует множество видов канальных нагнетательных вентиляторов для указанных выше систем. При выборе того или иного оборудования стоит обратить внимание, что транспортируемый по автоматической мойке воздух имеет большую концентрацию пара и воды в своем составе, это может негативно повлиять на агрегаты не обработанные антикоррозийными составами или выполненные из простого металла. Так же необходимо учитывать мощность электродвигателей, если она будет больше чем способен передать кабель определенного сечения, то турбина будет нагреваться и быстро выйдет из строя. Благодаря современным технологиям, сейчас приборы, при малом потреблении электроэнергии обладают большой производительностью за счет величины лопастей крыльчатки и правильно рассчитанного канала.

Для обогрева и охлаждения потоков воздуха применяются специальные калориферы с нагревательным элементом или охладительным оборудованием. Направление потоков устраивается с помощью обратных клапанов, которые срабатывают только в одну сторону и предотвращают движение воздушных масс против движения. При необходимости можно установить автоматическое устройство для управления приборами, которое будет включать вентиляторы при изменении температуры и влажности в боксе, и охлаждать или нагревать поток.

Если предполагается круглосуточный режим работы предприятия, то нужно предусмотреть устройство дублирующей системы вентиляции, так как при работе свыше 12 часов, оборудование быстро выйдет из строя.

Виды материалов для изготовления вентиляционного оборудования

Производители изготавливают вентиляционные каналы из многих материалов, наиболее распространённые из них металлические и пластиковые трубы, у каждых из них есть свои преимущества и недостатки.

Каналы, выполненные из металла, нержавеющего или обычного, бывают разного сечения и толщины, в зависимости от назначения и жесткости листа. Их стоимость немного выше, чем у аналогичных деталей, но из-за твердости материала они гораздо прочнее, могут выдержать механическое воздействие, не подвергаются деформации при низких температурах. Такие изделия часто производятся из нержавеющего металла или имеют заводскую обработку полимерным покрытием, которое защитит внутренние и внешние стенки трубопровода от коррозии.

Все повороты и ответвления каналов осуществляется доборными элементами и муфтами с фланцевым соединением или путем стыковки тело в тело. Если смонтированные каналы не обработаны антикоррозийным составом, то можно окрасить краской внутреннюю и внешнюю часть самостоятельно, это продлит срок службы вентиляции и предотвратит образования отверстий, а вследствие чего нарушение герметичности соединения.

Составляющие элементы

Трубы из пластика или других полимеров, возможно, использовать только при плюсовых температурах, так как при воздействии отрицательной пар содержащий конденсат будет оседать на стенках и может при замерзании разорвать трубу. Пластиковые детали выгодно отличаются от металлических аналогов своей стоимостью и легкостью монтажа. Их установка проводится с использованием муфт и отводов раструбом, с уплотнительными прокладками или с помощью зажимных хомутов. Основным преимуществом пластиковых деталей, является их устойчивость к воздействию влаги и агрессивной химической среды, они не подвергаются коррозии и не требуют периодического нанесения защитного покрытия. Такие изделия также изготавливаются в разных вариантах и любого диаметра.

В завершение

Таким образом, вентиляция на автомойке является важнейшим узлом для бесперебойной и безопасной работы предприятия. Не зависимо от материала и вида смонтированного оборудования, его периодически необходимо обслуживать, если для выполнения таких работ самостоятельно нет достаточных знаний и опыта, то лучше довериться профессионалам.