Немного о вентиляции в магазинах и торговых центрах


Вентиляция в магазине представляет собой обязательную и важную инженерную систему, обеспечивающую правильный воздухообмен в помещении. Установка качественной вентиляции является довольно ответственным и важным мероприятием, требующим большого опыта и профессионализма. От надлежащего выполнения работ будет зависеть комфорт покупателей, и, как результат, большая посещаемость торговой зоны, с увеличением прибыли.

Воздухообмен в торговом зале

Исходя из положений и основных норм, в продуктовых магазинах нужно поддерживать установленную температуру и уровень влажности. Для данной цели используются приточно-вытяжные системы и устройства кондиционирования в торговых залах магазинов, бытовых и складских зонах. Приборы являются разнообразным комплексом из специализированного оборудования, благодаря которому обеспечивается подача свежего воздуха. Кроме этого, приборы также отвечают за очистку, нагрев, увлажнение и охлаждение.

Способы вентиляции магазина

Магазины должны оснащаться механической системой кондиционирования или вентиляцией. Приточный воздух, поступающий через вентиляцию, должен в полном количестве удаляться вытяжкой.

В магазинах, преимущественно, устанавливается приточная и вытяжная вентиляции, или же блоки централизованной приточно-вытяжной системы. Конструкции данного типа на порядок дешевле, однако малоэффективны без вспомогательного оборудования, покупка которого приводит к дополнительным тратам.

Характер вентиляции определяется типом магазина и общей используемой площадью, а именно:

  • небольшое помещение — приточно-вытяжная вентиляция с водяным или электрическим подогревом. В таком случае кондиционирование устанавливается отдельно. Свежий воздух поступает по наружным приточным решетам, проходя очистку и выходя в помещение через воздуховоды. Использованный воздух устраняется при помощи вытяжного оборудования;
  • магазин площадью более 400 м² — конструкция приточно-вытяжного типа с рекуперацией тепла. Помогает значительно снизить затраты на электроэнергию, низкая вероятность поломки;
  • магазины-склады — с целью обустройства эффективной системы вентиляции используются приточно-вытяжные конструкции высокой мощности. Механизмы такого типа требуют установки крышных кондиционеров и руфтопов;
  • торговый центр — приточно-вытяжная система с дополнительной установкой чиллера — механизма для охлаждения воды, используемого также как теплоноситель в системах кондиционирования.

Достигается значительная экономия электроэнергии, при этом конструкция надежная, простая в установке и эксплуатации.

Чиллер для системы вентиляции магазина
Чиллер для системы вентиляции магазина

Требования кратности воздухообмена в разных помещениях значительно разнятся. Учитывается проходимость торгового центра и количество задействованного персонала. Благодаря этим данным, можно примерно просчитать необходимый объем притока воздушных масс, а также требуемую мощность вентиляции магазина.

Управление в автоматическом режиме

Для того, чтобы централизованно контролировать систему вентиляции, производится дополнительная автоматизация. Составляющие помогают управлять всеми сопутствующими оборудованиями.

Благодаря этому, есть возможность регулировки объема и температуры приходящего воздушного потока, установки режима работы на заданный промежуток времени, контроля стадии загрязнения фильтров.

Элементы автоматизации

На сегодняшний день востребована интеллектуальная автоматика, состоящая из датчиков и микроконтроллера. Такие датчики используются для анализирования содержимых СН и СО в воздухе, определения температуры и числа посетителей. Благодаря полученным сведениям, конструкция может рассчитать и задать мощность работы вентиляторов, а также секций по нагреву и охлаждению.

Воздушные тепловые завесы

Очень часто вентиляция в магазине дополняется механизмами воздушных тепловых завес, которые располагаются у входа. Они необходимы в том случае, когда количество людей, ежедневно проходящий через вход, превышает 2500 чел. Также такие завесы монтируются в случаях, если рабочие места расположены около входа и сотрудники находятся там целый день.

Тепловые завесы

Устанавливают завесы в погрузочно-разгрузочных и входных зонах. Для магазина продовольственного типа определен стандарт в 1500 м², непродовольственные магазины — 2500 м².

Проектировка вентиляционных систем

Любая установка вентиляции торгового зала и вспомогательных систем должна начинаться с разработки проекта при учете следующих данных:

  1. план каждого этажа здания, со всеми функциональными зонами;
  2. местоположение здания по отношению к сторонам света;
  3. источники теплоносителя;
  4. информацию о строительных материалах и вспомогательных элементах, используемых при возведении здания;
  5. пример предполагаемой нагрузки на каждый этаж, режим и степень посещаемости.

Проектирование оговаривается и утверждается сначала с архитектором, затем с дизайнером, при этом учитываются все нюансы и исключительные особенности постройки. На завершающем этапе проект содержит подробный план воздухопроводной системы, ее характеристика, перечень оборудования и требуемых работ по его установке. Это изначально поможет определить предполагаемую стоимость.

Вентиляция торгового центра, расположенного на 1-м этаже сооружения, проектируется с использованием автономного кондиционирования и вентиляции, не зависящего от системы вентиляции всего здания. Вычислив объем тепла, что исходит от потока посетителей, торговой техники и солнечного излучения, возможно сделать расчеты кратности воздухообмена в торговых залах магазина.

Формула расчета кратности воздухообмена в помещении
Формула расчета кратности воздухообмена в помещении

 

Необходимость применения кондиционирования

Часто, работающая на полную мощность, вентиляционная система не дает положительного эффекта в поддержании комфортной температуры в зале. В этом случае устанавливаются кондиционеры.

Для ТЦ, как правило, используются сплит-системы канального или кассетного типов, а для магазинов небольших размеров вполне достаточно установить настенный кондиционер.

Кондиционеры обойдутся дешевле, но конструкции не всегда могут удовлетворить требованиям помещений. Канальные и кассетные внутренние блоки кондиционеров монтируются в потолочное пространство. В кассетных конструкциях снаружи видна панель с жалюзи воздухозаборников, которая обеспечивает равномерное расхождение воздушных масс во все стороны, не образуя сквозняков.

Центральное канальное кондиционирование

Сплит-системы канального типа полностью скрыты, снаружи видны вентиляционные решетки и диффузоры, от которых к кондиционеру проходит воздуховод. Также возможно подключение дополнительных воздушных фильтров.

Системы могут также оборудоваться вспомогательными устройствами, среди которых:

  • фильтры по очистке воздуха;
  • блок системы нагрева воздушных масс;
  • блок системы охлаждения;
  • увлажняющий блок.

Нормы подачи воздуха и тип воздухообмена в различных зонах отличается. Вентиляция торговых помещений должна делаться с учетом подачи свежего воздуха сверху, с последующим распределением по помещению и удалением его снизу. При этом, в зонах общественного питания, подача воздуха наоборот происходит снизу, а вытяжка расположена наверху.

Вывод

Система воздухообмена в магазинах любого типа должна быть с механическим воздействием, вентиляция естественного типа в конкретном варианте даже не рассматривается. Для того, чтобы обеспечить гигиенические и технические нормативы, весь объем поступившего воздуха должен полностью удаляться вытяжкой.

Эффективные современные устройства помогут создать комфортные условия работы для персонала и оптимальную среду для содержания реализуемой продукции.